Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz

ПоТТерялся мальчик

 

В кинотеатрах — самый скучный фильм о юном волшебнике

Во вторник состоится российская премьера «Гарри Поттера и Ордена Феникса». В широкий прокат картина выйдет в четверг. Обозреватель «Известий» Анна Федина насчитала у пятого фильма о мальчике-волшебнике три слабых места. Это актер, режиссер и сценарист.

Проблемы роста

Задумка Джоан Роулинг была изящной: поклонники Гарри Поттера должны были взрослеть вместе с любимым героем. На деле все оказалось сложнее. В отличие от новых книг о Поттере, чей выпуск зависит исключительно от работоспособности писательницы, в создании экранизаций участвует так много людей и денег, что сбои неизбежны.

Славную традицию каждый год выпускать по фильму о Гарри первыми нарушили родители Дэниела Рэдклиффа, объявившие, что слава — это, спору нет, прекрасно, но мальчику было бы неплохо поучиться в нормальной школе, а не зубрить уроки вперемежку с диалогами. Заминка произошла и с «Орденом Феникса», на создание которого ушло целых два года. Ко всему прочему продюсеры не сразу смогли найти подходящего режиссера — француз Жан-Пьер Жэне и индианка Мира Найр снимать «Поттера» отказались. Так что в прошлом году детские каникулы прошли без Гарри.

За это время Дэниел Рэдклифф успел подрасти. От очаровательного, круглолицего, глазастого мальчугана у Гарри Поттера остались только очки да шрам на лбу. Герой «Ордена Феникса» — обыкновенный подросток: худой, неуклюжий и непропорциональный. Забавно, но Дэниел Рэдклифф даже слегка недорос: Эмма Уотсон обогнала его на полголовы, доставив немало проблем режиссеру (теперь Рэдклиффа и Уотсон снимают, как когда-то Тома Круза и Николь Кидман — сверху, чтобы нивелировать разницу в росте) и окончательно поставив крест на возможном романе между Поттером и Гермионой. К счастью, у Джоан Роулинг он и не предусмотрен.

У писательницы вообще слабо с мелодраматической линией. Впервые о существовании противоположного пола Гарри задумывается в 14 лет и только через год — в «Ордене Феникса» — целует девочку. 17-летний Рэдклифф в роли невинного юноши смотрится, мягко говоря, забавно.

Зрители не поспевают

Если Джоан Роулинг всеми силами тормозит взросление своих героев, то продюсеры и режиссеры «Поттера» только набирают обороты: напасти, поджидающие молодого волшебника, в каждом фильме все страшнее. Все объяснимо: зрителей надо удивлять, иначе 800 000 000 долларов — примерно столько собрал в прокате каждый из фильмов о Гарри — ни за что не заработаешь. Это на первых сериях можно было обходиться милыми шалостями, вроде полетов на метле и зубастых учебников. От серии к серии бюджеты становятся все внушительнее (две последних ленты обошлись в $150 миллионов каждая), спецэффекты — все масштабнее, а поединки — все кровопролитнее.

В результате уже четвертый «Гарри Поттер» получил в американском прокате рейтинг «детям до 13 смотреть только в сопровождении родителей». С «Орденом Феникса» та же история. Ночные кошмары Гарри, в которых то и дело появляются пытки и убийства, превратили детскую сказку в молодежный триллер. А значит, моей 12-летней сестре, которая начала увлекаться «Гарри Поттером», как и было задумано авторами, в 6 лет, смотреть пятый фильм об очкарике не рекомендуется. Даже сидящая рядом мама не спасет: прятаться в ее коленях придется так часто, что есть шанс провести с закрытыми глазами полсеанса.

Несказочная школа

Впрочем, бояться будет только малышня. Взрослым «Орден Феникса» покажется самым скучным из фильмов «поттерианы». На подготовку очередной битвы между командой Гарри и отрядом Воландеморта режиссер Дэвид Уэйтс отводит — не больше не меньше — два часа. Все это время Поттер обучает одноклассников новым заклинаниям, а армия Тьмы копит силы. Невольным помощником Воландеморта оказывается министр магии, который, испугавшись, что Дамблдор может захватить его место, посылает в Хоггвартс симпатичную, но склонную к репрессиям профессоршу Долорес Амбридж (Имельда Стаунтон).

Впрочем, в вялости «Ордена Феникса» виноват не столько сценарист, сколько сама Джоан Роулинг. Показав в четвертой книге Воландеморта, писательница решила дать себе и читателям передышку. Ни раскрытия страшных тайн, ни решающих сражений в пятой книге нет. Есть мучительные размышления Гарри Поттера о мальчиках и девочках, детях и взрослых, добре и зле. Вот только психология — далеко не самая сильная сторона прозы Роулинг.

Гарри Поттер и роковой психоз

Мэлор Стуруа (Нью-Йорк)

На шестом этаже штаб-квартиры издательства «Scholastic» на Манхэттене в Нью-Йорке собрались двенадцать озабоченных человек. Это мозговой трест, которому поручено руководить всеми аспектами седьмого пришествия Гарри Поттера в Соединенные Штаты. Пришествие ожидается в полночь 21 июля.

21 января 2007 года слово «конец» подвело черту под последним, седьмым романом поттерианы — «Гарри Поттер и Роковые мощи». Роулинг написала его в люксе отеля «Бэлморал» в Эдинбурге. И тут же из Нью-Йорка в Англию вылетел главный юрисконсульт издательства Марк Сайденфелд. Не доверяя никому, даже самому себе, всю обратную дорогу в Штаты главный юрисконсульт сидел на рукописи в восемьсот страниц. Вернувшись в Нью-Йорк, Сайденфелд передал девственную рукопись двум членам мозгового треста — редактору Артуру Ливайну и «поттерологу» — 28-летней Шерил Клайн. Клайн — единственный человек на планете, который знает о Поттере и его Вселенной больше, чем сама Роулинг. Писательница, строчащая свои романы как из пулемета, может забыть цвет глаз или волос второстепенного персонажа. Вот тут-то и выступает на сцену «поттеролог».

После того как рукопись была отредактирована Ливайном и выверена Клайн, Шерил полетела с ней в Англию и вернулась в Штаты с обновленным вариантом. В лондонском аэропорту Хитроу чуть было не произошла драматическая утечка тайны. Женщина-секьюрити пожелала проверить содержимое рюкзака Клайн, где лежал манускрипт. Она воскликнула: «Вау, сколько бумаги!» Клайн пришла в ужас, но, к счастью, секьюрити, убедившись, что в рюкзаке нет взрывчатки, не стала заглядывать в «бумагу». «Это были самые страшные две минуты в моей жизни», — вспоминает «поттеролог».

У последнего романа Роулинг самый большой первый тираж в истории мирового книгопечатания — 12 миллионов экземпляров.

То есть 12 миллионов вероятностей роковой утечки. В 2003 году водитель подъемника на одной английской печатной фабрике был пойман во время попытки украсть экземпляр «Гарри Поттера и Ордена Феникса». А за месяц до выхода в свет «Гарри Поттера и Принца-полукровки» английская полиция арестовала двух воров, пытавшихся продать экземпляр книги газетному репортеру. Сейчас жулики отбывают пятилетний срок заключения и имеют возможность перечитывать всю поттериану, восхищаясь ею и проклиная ее.

Наученный горьким опытом «Scholastic» не сообщает, где печатается новый и последний роман Роулинг. Говорят, что английский издатель книги — «Блумсбери» — заставил рабочих печатать роман в полной темноте. Готовые тиражи развозятся по книжным магазинам запечатанными в черный пластик, на грузовиках с сопровождением. Владельцы магазинов подписали длинный и детализированный контракт, который запрещает им открывать стопки до назначенного часа.

Меры безопасности будут нарастать до того самого мгновения, которое люди из «Scholastic» экзальтированно называют «магическим моментом». Создается впечатление, что для этих свихнувшихся леди и джентльменов «магический момент» важнее самой книги. Вообще повальный психоз, охвативший Америку в канун выхода в свет седьмого «Гарри Поттера», уже начинает беспокоить истинных книголюбов. Литературные критики журнала «Тайм» справедливо заметили, что меры сверхбезопасности принижают достоинства книги, а не возвеличивают ее. Если суть романа в его концовке, если его нельзя вторично перечитать, то грош ему цена…

Наших поклонников книжной поттерианы порадовать пока нечем: в отличие от фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса», который выходит в российский прокат с опозданием всего лишь на неделю, русский перевод «Роковых мощей» появится в наших магазинах только в ноябре.!

!